Вика (4 года и три месяца) очень эмоционально рассказывает маме о том, как прошел ее день в детском саду:
- Мама, меня сегодня Матвей обижал…
- А ты, что?
- А я терпела и даже не плакала…
- Почему воспитательнице ничего не сказала?
- Почему-то не сказала…
Молчание….
- Мам! А знаешь, почему я терпела?
- Почему?
- Потому что… Матвей мне нравится… я его люблю!
И как же родителям стоит реагировать на подобное заявление? Наверняка, вы воспримите это с улыбкой, что ваше маленькое чудо уже сейчас говорит о любви к противоположному полу. Хотя, к чувствам малыша нужно отнестись с уважением и пониманием, так как в жизни вашего ребенка наступает важный этап.
Дети в возрасте трех-четырех лет начинают «понимать» свою половую принадлежность. С психологической точки зрения, знают, кто они: мальчик или девочка. У них появляется интерес узнать, чем они отличаются друг от друга, и соответственно, начинают строить отношения с этим самым противоположным полом. Все это сыграет большую роль в будущем, так как закладывается фундамент, на котором они будут строить свою личную жизнь и создавать семью.
В этот самый период ребенку важно чувствовать поддержку родителей. Чтобы над ним никто не смеялся, не говорил, что все это ерунда. А наоборот знал, что дома его всегда выслушают и поддержат.
Вот, что думает по этому поводу педагог–психолог I категории, Наталья Руслановна Саканцева:
- Принято считать, что первое чувство влюбленности приходит в подростковом возрасте, но на самом деле это происходит гораздо раньше. Это нормальное событие, я бы сказала, необходимое условие развития. И принимать это слишком остро или, наоборот, не замечать - не стоит.
Дети – эмоциональные существа, и демонстрируют свои чувства поведением. Поэтому, наблюдая за ними, можно определить их отношение друг к другу, даже, если они не рассказывают о своих чувствах. Очень ранняя влюбленность обычно свойственна развитым детям с тонким эстетическим восприятием окружающего мира, чутко реагирующим на все красивое. Любовь ребенка возникает случайно, и, как правило, на мальчика или девочку указывают сами родители, в шутку объявляя их “женихом” и “невестой”, а дети, не понимая юмора взрослых, воспринимают это всерьез. Детская “любовь” крайне неустойчива, она быстро угасает, переходя с одного “объекта” на другой. Это объясняется тем, что эмоциональность ребенка еще только формируется и по мере того как он растет, меняются его привязанности и интересы.
Ребенок может влюбиться не только во внешний облик: худенькое плечико, бантик, сережки в ушах, но и в игрушки, “детское богатство” – куколки, машинки, картинки и даже в занятия. Девочка, например, увлекается фигурным катанием, мальчик играет на скрипке. Дети еще недостаточно разбираются в личностных особенностях своих “возлюбленных”, да они и не выражены ярко в раннем детстве. Вместе с тем любящий ребенок особенно внимателен к тому, кого он любит, стремится, как можно дольше быть с ним. “Влюбленный” малыш более чувствителен, послушен, старается вести себя так, чтобы понравиться и вызвать ответные чувства.
Рекомендации родителям:
1. В данной ситуации родители должны понимать, что для ребенка эти душевные переживания нелегки, поэтому, если ребенок вам открыл свои переживания, значит, он вам доверяет. Постарайтесь своими советами не спугнуть его, иначе в следующий раз он вам ничего не расскажет;
2. Примите его чувства, скажите, что вы его понимаете, к примеру, расскажите свою историю;
3. Не заостряйте много внимания этой теме. Не придавайте ей огромного значения. Бывает, что первая влюбленность ребенка становиться достоянием свей семьи вплоть до бабушек и дедушек. Таким образом, взрослые сами могут накручивать ситуацию. Даже если все в садике знают, что ваша девочка влюблена, отнеситесь к этому со спокойствием, не придавайте особого значения;
4. Не смейтесь над чувствами ребенка. Они для него настоящие. Скажите, что любить - это хорошо;
5. Помните, что ребенок, растущий в любящей, понимающей и принимающей семье быстрее научиться справляться со своими чувствами, т.е. самоконтролю. Это значит, что, встретив неразделенную любовь, переживет ее, получит опыт и пойдет дальше. Жизнь на этом не закончится.
Интересно выслушать и точку зрения самих детей, как они понимают слово «Любовь», что для них оно значит? Я решила провести не большой опрос, и вот что получилось:
Василиса Князева (6 лет):
- «Любовь – это так любить. Любить, ну, это все хорошо делать с первого раза, чтобы не расстраивать маму».
Арсений Федорин (6 лет):
- «Любовь – это когда всех любишь (бабушку, родителей, друзей), просто любишь и все».
Вика Винокурова (6 лет):
- «Это когда друг друга любят. Значит, делать все, что человек хочет».
Данил Новиков (6 лет):
- «Это значит вместе ходят папа с мамой. Папа всегда дарит цветы и помогает».
Вика Флюнт (6, 5 лет):
- «Когда в губы целуют и в щечки. Папа обнимает и бережет».
Ева Евсеева (6,5 лет):
- «Любовь – это когда поцелуют, обнимут ласково».
Никита Исупов (6 лет):
- «Любовь – это когда человек любит другого человека, а другой человек тоже любит этого человека. Например, мама любит меня, а я люблю маму. А еще мама любит папу, а он ее, а я люблю бабу Свету, а баба Света меня… А еще кошка любит своих котят – это тоже любовь. Я люблю всех: бабу Тому, бабу Валю, деду, бабу Иру, маму, папу и котов, люблю их просто так, а еще за то, что они всегда исполняют мои желания, а еще это моя семья…»
А, вообще, главное, чтобы взрослые безмерно любили друг друга и создавали в доме приятную атмосферу добра, тепла и уюта. Ведь дети копируют поведение и поступки своих любимых родителей. Дак покажите им самый лучший пример! Пример, в котором живет любовь!