Любые родители хотят подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни, чтобы их малыш приспособился к новым правилам и порядкам, как можно легче и быстрее. Ведь период привыкания к детскому саду - не самый легкий, как для ребенка, так и для его мамы и папы... И чтобы наши родители вооружились знаниями о проблемах адаптации малышей в дошкольных учреждениях, мы обратились за советами к воспитателю детсада и психологу.
Сначала спросим рекомендации для родителей у психолога Галины Валерьевны Дементьевой.
- Галина Валерьевна, расскажите, пожалуйста, как родителям подготовить своего ребенка, чтобы детский сад в первые дни повлиял на него самым лучшим образом?
- Первый совет родителям: положительно настройтесь сами. Помните: ваше эмоциональное состояние неизбежно передастся ребёнку;
- для начала посещения детсада важно наличие у ребёнка хотя бы минимальных речевых навыков;
- желательно, чтобы садик находился недалеко от дома;
- если говорить в общем, «предсадовская» организация жизни ребенка должна формировать положительное отношение к детскому саду, к ожидаемому общению со сверстниками;
- при установленных отклонениях по здоровью, лучше посещать специализированный детсад: логопедический, для ослабленных детей, для детей с нарушениями зрения, слуха и т.д. Группы в них малокомплектны, а главное, помимо воспитателей, с детьми занимаются профильные специалисты;
- познакомьтесь с режимом дня вашего детского садика. Постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Особенно это касается подъёма утром. Нужно научиться вставать за час-полтора до выхода на улицу;
- важно заранее приучить ребенка ходить в туалет, с учётом распорядка дня в садике;
- с началом посещения садиков большинство детей, к сожалению, болеют. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе снижает защитные силы организма. Будьте к этому готовы;
- для укрепления иммунитета ребёнка практикуйте закаливание – простой и эффективный способ оздоровления;
- необходимо научить ребёнок навыкам поведения за коллективным столом, хотя бы «не отвлекаться» и «успевать, не быть последним»;
- нужно заранее оговорить («отрепетировать») с вашим малышом сцену «расставания», когда он утром уходит от вас в группу;
- при встрече подробно расспросите его о прожитом дне, похвалите за успехи. Вот всё, пожалуй, если сказать коротко и для всех.
Как же малышам помогают хорошо адаптироваться в детском саду их главные помощники - воспитатели, расскажет Вера Юрьевна Шатохина, воспитатель МБДОУ д/с № 183 «Искорка».
- Вера Юрьевна, Вы ведь воспитатель с опытом?
- Да, наверное, можно сказать и так. Мой стаж в профессии 32 года – а это восемь «выпусков».
- По квалификации Вам и вопрос. Вот приходят детки в Детский сад впервые. Прежде они не знали, что это такое. С чем это начало можно сравнить из взрослой жизни?
- С выходом на пенсию… (смеётся.) А серьёзно, с чем сравнить из взрослой жизни? Может, когда юноша идёт в армию? Для девочек – снова затрудняюсь... Да что говорить, событие грандиозное. Весь уклад жизни меняется. Возьмите только обязательные утренние подъёмы и дорогу в группу, – уже достаточно. Некоторые и до «выпуска» не привыкают. Другое дело, что, по возрасту, событие это далеко не осознаётся. Зато переживается вполне серьёзно. И переживается тем больше, чем меньше осознаётся, – следует уточнить.
- Для малышей это большой стресс?
- Безусловно. К тому же, протяжённый во времени. Опять-таки в силу возраста, к стрессам дети адаптируются легче взрослых. Однако период, пока наступит привычка, не простой.
- И сколько длится этот период? И как он проявляется?
- В тяжёлых случаях до полугода. Детки часто болеют. Также у них наблюдается неустойчивое психоэмоциональное состояние – капризничают, раздражаются, плачут.
- Чем им можно помочь?
- Исключительно, вниманием. Заигрываем, забалтываем, увлекаем, отвлекаем, заинтересовываем. Группа - это не дом. Здесь коллектив, полно игрушек, игр различных, заданий, конкурсов и тому подобного. Что до воспитателей, то мы тоже стараемся помочь малышам: методики, знания, опыт, наитие… Чтобы ребёнку было плохо, такого допустить мы не можем! Чаще всего «вход» в группу младших осуществляется постепенно: по часу, по два в день. Приживается человек – слава Богу, нет – насильно к нам не попадают. Считается, что дома, возле родителей, всё внимание дети как раз и получают. Так считается. Но я сама мать. Не вступая ни с кем в спор, скажу своё: на деле, далеко не всегда так.
- Что Вы скажете родителям «первогодок»?
- Не паниковать, во-первых, не переживать слишком. Во-вторых, чаще общаться со своими детьми. Разговаривать с воспитателями, советоваться. Ребёнок стал посещать Детсад, что после этого изменилось? Что ему не нравится, какая ситуация вызывает дискомфорт? Нередки ведь скрытые частные случаи: «Алёша кусается, Света дерётся!». Всё это темы для обсуждения взрослых – родителей и воспитателей... По возможности, всё надо приводить к дружбе – как у детей, так и у взрослых.
Но дети индивидуальны. Поэтому подходить к решению любой конкретной проблемы следует с участием самого ребёнка, его родителей, воспитателей и, если потребуется, психолога.
Благодарю своих собеседниц за ответы.
Владимир Петров