Ваш ребенок давно не первоклассник, но в этом году идет в школу с особенным настроением и волнением, ведь он перешел на «новый этап» образовательного процесса – в среднюю школу. Ваш ребенок теперь – пятиклассник.
Как помочь ему быстрее и проще сориентироваться в новых школьных условиях, советует наш постоянный гость – психолог, Юлия Толмачева.
Так получается, что этап перехода в среднее школьное звено совпадает с началом подросткового периода. И ваш ребенок переживает эти события, как очень важные и серьезные. Он начинает осознавать, что уже не маленький ученик начальной школы, который по пятам ходит за учителем. Теперь у него много разных педагогов, с которыми нужно «выстраивать» отношения и нести ответственность перед каждым учителем-предметником. Он даже гордится своим новым «взрослым» статусом и может с удовольствием рассказывать вам о своих успехах в школе. И, тем не менее, это достаточно серьезный и сложный период для вашего пятиклассника. Это время вполне можно сравнить с тем, что переживает малыш, впервые пришедший в школу, в первый класс.
В период адаптации, пятиклассник может стать более тревожным, робким, или наоборот, чрезмерно суетливым и активным. У него может снизиться работоспособность, ребенок может стать забывчивым, неорганизованным.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2 – 4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2 – 3 месяца и даже больше. Родителей это не должно слишком пугать и волновать. Просто поддержите своего ребенка, помогите ему. Главное правило, которому вы должны сейчас следовать – разделить понятия «хороший пятиклассник» и «хороший человек». У вашего ребенка-пятиклассника, возможно, не все будет сразу и легко получаться. Но ваш ребенок-личность, в любом случае, самый лучший и любимый.
В период адаптации важно обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, помогать в соблюдении режима. Он все время должен ощущать вашу поддержку и помощь и не бояться делиться не только своими победами, но и неудачами, и переживаниями.
Трудности в адаптации могут вызывать «противоречия», с которыми сталкивается пятиклассник. Каждый учитель ведет свой предмет и выдвигает определенные требования к оформлению домашнего задания, ведению тетради и т.д. Ребенку это может быть неудобно и непривычно. Но ваша задача – объяснить ему, для чего и зачем учитель требует соблюдения таких правил. Если вам самим это непонятно, то сходите в школу и побеседуйте с педагогом, но ни в коем случае не потакайте желанию ребенка «пойти против правил», не осуждайте и не критикуйте при нем учителей. Это может подорвать в глазах ученика авторитет старшего наставника, и как следствие, полностью «отбить» у ребенка интерес к учебной деятельности.
Также, в пятом классе, ученик может столкнуться с некоторой «холодностью» и «безразличием» со стороны педагогов. В начальной школе ребенок привыкает к одному учителю, с которым хорошо знаком, и который всегда обращается по имени... В среднем звене такого уже не будет. И в период адаптации школьник может почувствовать себя одиноким и покинутым. Поэтому родителям нужно начать уделять как можно больше внимания собственному чаду. Прежде всего, это касается не только заботы и ухода (вы и так постоянно заняты этим), а разговорам «по душам» и эмоционального контакта с ребенком.
Стоит обратить повышенное внимание и на домашнее задание ребенка. Даже если в начальной школе он выполнял его самостоятельно, сейчас могут возникнуть некоторые трудности с восприятием и усвоением материала, ведь учебная нагрузка хоть и постепенно, но все-таки увеличивается.
Просто будьте рядом со своим пятиклашкой, дарите ему свое тепло и внимание, и тогда все непременно получится!