Учитель-логопед Едомина Людмила Александровна рассказала нам о возрастных речевых особенностях детей, а также дала ряд рекомендаций молодым родителям.
- Вполне естественно, что малыш, начиная говорить, не способен сразу правильно произнести все звуки. На определенном возрастном этапе всем деткам свойственно косноязычие. Хотелось бы узнать до какого возраста, "коверканье" слов еще допустимо?
- Да, это нормально, что в раннем возрасте детки неправильно произносят звуки, что-то не выговаривают. Главное, чтобы ребенок говорил. По идее, если все идет без каких-либо патологий и отклонений, малыш должен заговорить к полутора годам. Причем, в этом возрасте он вполне может изъясняться предложениями, и даже рассказывать простейшие стишки. К трем годам речь должна стать чистой. Хотя, у каждого происходит по-разному. Вообще, до пяти лет допустимы какие-то погрешности, которые в дальнейшем можно исправить. Но, обратить внимание на ребеночка нужно уже после трех лет.
- С какого возраста мамочкам необходимо поднимать тревогу и во сколько лет необходимо вести ребенка к логопеду и начинать занятия?
- Ну, в 4,5 - 5 лет, можно начать заниматься, и если эти занятия будут систематическими, плюс, помимо логопеда, ребенку уделят внимание и сами родители, то исход будет успешным. К школе все звуки станут на место. А вообще, привести ребенка на консультацию можно уже и в три года. Там будет видно - нужны ли ему занятия. Решить проблему в раннем возрасте, конечно, намного проще. Главное, не надо затягивать, надеясь, что все образуется и решиться само собой. Поверьте, этого не будет! Элементарная родительская безграмотность может привести к плачевным последствиям в будущем.
- А существуют ли какие-то возрастные речевые нормы. Какие звуки ребенок должен выговаривать к определенному году жизни?
- Уже с двух месяцев малыш начинает произносить первые спонтанные звуки. К трем месяцам появляются звуки "а", "э", "о", и малыш начинает "гулить". Если этого не происходит, то стоит задуматься и пристально понаблюдать за развитием речи вашего ребенка. В семь месяцев кроха уже во всю лепечет и понимает смысл слов. С каждым месяцем он все больше вслушивается в речь взрослого. К году жизни в словарный запас ребенка входят 10 облегченных слов, при этом малыш с легкостью схватывает новые слова. На втором году жизни речь начинает развиваться более активно. Все знакомые понятия ребенок начинает соотносить с картинками. К третьему году жизни речь становится связной, а лексикон ребенка насчитывает до 1500 слов. Разумеется, быстрее всего на место «встают» все гласные звуки, затем согласные. Шипящие (ш, ж. ч), а также свистящие звуки (с, з, ц) должны произноситься ребенком к 4 - 4,5 годам. Самые сложные - это сонорные звуки (л, р) - они, как правило, могут хромать и до пяти лет.
- К чему могут привести речевые дефекты?
- Ну, если вовремя не обратить внимания на речь вашего ребенка, то все речевые дефекты плавно перейдут с ним в школу. А это, в первую очередь, ведет к нарушению фонематического слуха, а в дальнейшем к дисграфии, т.е. неграмотности. Проблем в общении может и не возникнуть. Ни сверстники, ни сам школьник не будут реагировать на отклонения, однако в учебе будут серьезные проблемы. Позже интерес к учебе может вообще пропасть. Развитию фонематического слуха следует уделять особое внимание. Жаль, в детских садах этого нет. А ведь существует масса игр, где малыш на слух определяет звуки, это очень важно.
- Насколько сегодня распространена проблема речевых дефектов у детей?
- К сожалению, эта проблема встречается очень часто. Каждый второй, третий ребенок идет с нарушениями. На самом деле, проблемы не только с речью. Все чаще, я наблюдаю детей с умственными отклонениями, задержкой развития в целом. Причин здесь множество, к ним относятся и наша экология, и неправильное питание беременных, и вредные привычки будущих родителей, а также атмосфера в семье и многое другое. Говорить об этом можно до бесконечности.
- Могут ли родители самостоятельно «поставить» тот или иной звук ребенку?
- Я думаю, что «да»! Сегодня нашему вниманию предоставлено множество литературы. Существуют видео пособия. Все это можно найти и тщательно изучить. Конечно, родителям не помешала бы консультация профессионального логопеда, который объяснит им, что и как делать. Если занятия дома будут регулярными, а, допустим, не раз в месяц, то прогресс будет очевиден. Единственное, что следует помнить: заниматься с ребенком могут те родители, речь которых безупречна, т.е. нет никаких нарушений в произношении. В противном случае, все ваши дефекты могут перейти ребенку. Результат от таких занятий будет отрицательным.
- Что могут сделать родители еще совсем маленьких детей, чтобы в будущем избежать речевого нарушения? Возможно ли предпринять что-то уже в раннем, младенческом возрасте?
- Можно и нужно! На самом деле, работать над этим женщина может уже будучи беременной. Находясь в утробе матери, малыш слышит голоса близких и, конечно, мамы. Поэтому с ним нужно беспрестанно разговаривать, читать стихи, сказки, давать слушать музыку. После рождения, беседы с младенцем стоит продолжить. Самое главное, что разговаривать с ребенком необходимо как можно больше, обращаться всегда ласково, но ни в коем случае не "сюсюкаться". Я часто наблюдала, как родители, обращаясь к своим малышам, нарочно "коверкают" слова, искажают произношение, совершенно не понимая, что делают своим детям только хуже. Нужно изначально правильно называть все предметы, а ребенок будет запоминать. Как можно больше рассказывайте малышу обо всем. Подробно отвечайте на все детские вопросы. Следите за тем, чтобы кроха вас понял, а его речь была связной. И обязательно поправляйте своих малышей, если они произносят слова неправильно.
- Людмила Александровна, посоветуйте нашим читателям несколько игр и упражнений, которые они могут проводить со своими детьми дома?
- Здесь можно подсказать массу всего интересного. Для развития фонематического слуха прекрасно подойдет игра "Поймай звук", в которой ребенок должен хлопать в ладошки, улавливая нужный звук. Мама или папа, слегка прикрывая свой рот рукой, называют слова, малыш внимательно слушает. И если в прозвучавшем слове присутствует нужный звук, к примеру, "р", в слове "рыба", то ребенок ловит его хлопком. Начать можно с гласных звуков, затем постепенно перейти к согласным. Данная игра также развивает внимание малыша. Можно показывать предметы на картинках, где малыш будет указывать на ту, где есть нужный звук. Также я бы посоветовала разучивать уже с раннего возраста стишки, потешки и скороговорки, которые не только помогут правильному произношению, но разовьют память.
Не забывайте читать детям сказки, хорошие, добрые, можно даже инсценировать прочитанное с помощью кукольного театра, к примеру, пальчикового. С раннего возраста занимайтесь развитием мелкой моторики: лепите, рисуйте пальчиками, выкладывайте фигурки из счетных палочек. Вообще, успешное развитие наших детей, во многом зависит от родителей. Ведь только при поддержке, заботе, любви и внимании родителей будут решены все мелкие неприятности!